В Эрмитаже открылась выставка Анни Лейбовиц «Жизнь фотографа». Потенциально самая яркая выставка года обернулась провалом. Низкое качество экспозиции попросту «убили» фотографии автора.
![]() |
Annie Leibovitz Susan at the House on Hedges Lane, 1988. Photograph © Annie Leibovitz. |
Говоря в целом, худшая выставка Эрмитажа за годы. Худшая потому, что не соответствует уровню музея, отвратительно обращается с материалом, расположена в совершенно неподходящих залах. Она явно сделана нехотя и без души.
Начинается (или заканчивается, в зависимости от того, откуда зайти) все с зала, где довольно нелепо вывешены «контрольные отпечатки» Лейбовиц. Начало, честно сказать, «за упокой». Какие-то смешные фотографии семьи Лейбовиц, бессмысленные пейзажи, просто «фотки». Мало того, что сам прием избитый и скучный, так и сделано это все неудачно— наклеено на всю стену, от пола до верха. Даже «насладиться» этими обрывками не дают: нужно нагибаться или задирать голову.В основной части нас проводят по галерее портретов, которые Лейбовиц делала для известных журналов. Есть и наиболее известные — беременная Деми Мур и Синди Кроуфорд, снятая в духе Ботичелли. Это классическая Лейбовиц. Относительно новые тоже есть, в частности, снимки Скарлетт Йоханссон, Джулианны Мур, Брэда Питта, Мэтью Барни многих других «топовых» знаменитостей. Работы сами по себе очень сильные, иногда блестящие. Хотя они несут все-таки отпечаток своей социальной функции. Это так или иначе развлечение, не более того. В них нет глубины, проникновения в характеры, какой-то большой «художественности». Это доведенная до предела коммерческая фотография, мастеровитая и яркая, но очень четко укладывающаяся в эти рамки, и оттого довольно пустая.
![]() |
Annie Leibovitz Monument Valley, 1993. Photograph © Annie Leibovitz |
Большие портреты перемешаны с маленькими фотографиями семьи фотографа, детей, её обнаженных автопортретов. Они даются группами по несколько штук и обычно отражают какой-то эпизод из жизни Анни Лейбовиц. Как фотография это слабые вещи. Они, правда, не лишены некоторой теплоты и даже привлекают внимание, как всегда привлекает внимание частная жизнь известного творческого человека. Лейбовиц предстает здесь странноватой, но очень любящей матерью, домохозяйкой, другом. Основных тем здест две: дети и Сьюзен Зонтаг. С последней у Лейбовиц был длительный роман, первых сильно любит и фотографирует ныне. Частная сфера в рамках «Жизни фотографа» сопоставляется с областью публичного. Чего этим сопоставлением хотят добиться авторы и сама Лейбовиц не понятно. На стыке личных снимков фотографа и «парадных» образов звезд политики и культуры никакого эффекта не возникает. Сопоставление работает вхолостую. Может быть отчасти и по причине плохой организации выставки, драмы из жизни Анни Лейбовиц не выходит (хотя в ней и есть драматичные моменты, вроде фотографий умирающего отца и его свежевырытой могилы). У Нэн Голдин был драматизм, у Ларри Кларка тоже, а драматизм жизни Лейбовиц остался за рамками выставки, какие бы интимные моменты на ней не представлялись. Так или иначе, это история успеха, а она на поверку оказывается довольно скучной. Хельмут Ньютон именно этим мотивировал тот факт, что довел свою автобиографию только до первых крупных заказов — дальше читать не интересно. На выставке «Жизнь фотографа», в этом смысле, тоже скучновато.
![]() |
Annie Leibovitz Susan Sontag, 1994. Photograph © Annie Leibovitz |
Идея выставки принадлежит самой Лейбовиц. Она уже несколько лет возит её по Америке и Европе, выпустила каталог. Проект наверняка коммерчески успешный, но сути дела это не меняет. С точки зрения серьезной музейной работы, это несколько слабовато. Как бы ей не хотелось создать «человеческий документ» из своей жизни и своих журнальных снимков — ничего не выходит.
P.S.
Напоследок о самом плохом. Помещения очень неудачные. Для такого рода выставки они не подходят. Стены, на которых раньше висела старинная живопись, отдали под фотографии группы White Stripes, Джорджа Буша, Джонни Деппа и тому подобных персонажей. Выглядит неубедительно. Особенно плохо выставка смотрится на фоне воспоминаний об огромном успехе Эрмитажа с Мэпплторпом несколько лет назад. Тогда белые специально выстроенные стены прекрасно подчеркивали серебряную и платиновую печать Мэпплторпа. Был сделан хороший свет. Тут же — зеленые стены с подтеками и слишком много бликов от окна и ламп, иногда рассмотреть ничего нельзя. В одном месте (в первом зале) фотографии висят на мерзких тряпочных стендах, на ужасном коричневом фоне, как будто мы попали в мелкий краеведческий музей.
Напоследок о самом плохом. Помещения очень неудачные. Для такого рода выставки они не подходят. Стены, на которых раньше висела старинная живопись, отдали под фотографии группы White Stripes, Джорджа Буша, Джонни Деппа и тому подобных персонажей. Выглядит неубедительно. Особенно плохо выставка смотрится на фоне воспоминаний об огромном успехе Эрмитажа с Мэпплторпом несколько лет назад. Тогда белые специально выстроенные стены прекрасно подчеркивали серебряную и платиновую печать Мэпплторпа. Был сделан хороший свет. Тут же — зеленые стены с подтеками и слишком много бликов от окна и ламп, иногда рассмотреть ничего нельзя. В одном месте (в первом зале) фотографии висят на мерзких тряпочных стендах, на ужасном коричневом фоне, как будто мы попали в мелкий краеведческий музей.
0 коммент.:
Отправить комментарий